Транспортирование и распределение полистиролбетонных смесей
Использование одновинтовых героторных насосов, при транспортировании смесей полистиролбетона, является комплексным технологическим процессом, включающим приемку в загрузочный бункер насоса из смесительной установки, перекачки по бетонопроводу к месту укладки, распределение в зоне укладки, а так же все сопутствующие работы по обслуживанию оборудования. Применение одновинтовых насосов при производстве полистиролбетонных смесей требует жесткого режима всех процессов, связанных с укладкой полистиролбетонных смесей, как на стройплощадке, так и при производстве изделий в стационарных условиях. Распределение полистиролбетонных смесей с помощью одновинтовых насосов целесообразно производить не менее 4-5 м3/час, а так же в местах недоступных для других средств механизации.
Наиболее пригодны для транспортирования насосами смеси подвижностью 5-15см, удовлетворяющие требованиям удобоперекачиваемости, т.е. способности её транспортирования по бетонопроводу на предельные расстояния без расслоения и образования пробок. Перед началом транспортирования бетонопровод смазывают, прокачивая через него известковое тесто или смесь цемента с водой. При транспортировании малоподвижных смесей, сопротивление движению может оказаться больше давления, развиваемого одновинтовым насосом, что приводит к закупорке бетонопровода. При транспортировке смесей подвижностью более 15см, вследствие их расслоения в бетонопроводе образуются пробки из комков пенополистирола. Максимальная крупность заполнителя находится в зависимости от типа применяемой пары «шнек-статор» и, исходя из применяемых в нашей стране, не должна превышать 10 мм.
Для транспортируемых смесей, количество заполнителя максимальной фракции не должно превышать 15-20% от общего объема заполнителя. Основной рабочей характеристикой одновинтовых героторных насосов является давление, развиваемое насосом. Высота и дальность перемещения зависит от потерь в бетонопроводе, в том числе в переходном конусе и коленах. Величина гидравлических сопротивлений зависит от режима и скорости движения смеси, её состава и подвижности, материала и качества бетонопровода, и его геометрических размеров.
В качестве бетонопровода, как правило, применяются гибкие рукава, и дальность подачи определяется как эквивалентная длина горизонтального бетонопровода, создающего сопротивления, равные потерям напора на отдельных участках. Повороты создают дополнительные сопротивления движению полистиролбетонных смесей, поэтому при определении расстояния подачи, нужно учитывать, что угол поворота в 900 соответствует 12м горизонтального участка, 450 соответствует 7,5м, а 1м вертикального участка эквивалентен 8м горизонтального. При транспортировании полистиролбетонных смесей с увеличением давления на смесь происходит активная миграция химически несвязанной воды. Это приводит к снижению удобоукладываемости, повышению жесткости смеси и пробкообразованию, особенно при применении в качестве заполнителя дробленого пенополистирола.
Для улучшения перекачиваемости смеси, в её состав вводят суперпластификатор от 0,5 до 1,5% по массе цемента. Накопленный опыт показывает, что подачу смеси полистиролбетона до её выхода из бетонопровода желательно начинать на малой скорости, затем интенсивность подачи устанавливается в соответствии с заданной производительностью.
Продолжительность перерывов в работе насоса должна быть не более 30 минут. При перерыве более чем 30 минут, смесь, во избежание образования пробок активируют путем периодического включения насоса, а более чем на 1час – бетоновод полностью освобождают от смеси.
В процессе эксплуатации насосов, приходится наблюдать образование пробок при перекачивании смесей, причинами которых являются:
• неправильный подбор состава смеси, при котором не обеспечивается её удобоперекачиваемость.
• использование некачественных компонентов смеси
• использование расслоившейся, плохо перемешанной, либо начавшейся схватываться смеси.
• недостаточная смазка бетонопровода пусковой смесью.
• недостаточное давление насоса для преодоления сопротивления перекачиванию.
• утечка цементного молочка.
• неудовлетворительная очистка и промывка бетонопровода.
• примерзание смеси к стенкам бетонопровода в зимнее время года.
• изношенность каучукового статора.
Типичным признаком начала образования пробки в бетонопроводе является повышение давления в системе и внезапная остановка. В этом случае необходимо устранить последствия закупорки бетонопровода, устранить причину образования пробки и продолжить транспортировку смеси.